|
Уважаемые посетители сайта! |
"В нашей бедной северной долинной природе А.И.Герцен |
19-й век в истории России явился веком значительных реформ и преобразований во всех сферах жизни российского общества. Это было время утверждения капитализма, под знаком которого России предстояло войти в век 20-й.
Изменения коснулись всех сторон жизни общества - науки, промышленности, экономики, торговли, политической и духовной жизни.
Существенные изменения происходили и в русском искусстве и, в частности, в живописи. На смену классицизму с его строгостью правил рисунка и непременным использованием колорита и сюжетов античной мифологии приходит романтическое воспроизведение красоты окружающего мира.
Поворот в живописи к демократическому реализму произошел в середине 19-го века. Он в значительной степени связан с известным "бунтом" 14 выпускников Академии художеств во главе с И.Крамским, отказавшимися писать выпускную работу на заданную античную тему. Этот акт явился поводом для возникновения независимой Артели художников и в дальнейшем широко известного Товарищества передвижных художественных выставок. Дальнейшее развитие русской пейзажной живописи тесно связано "передвижниками" и полно подлинных открытий сделанных ими во второй половине 19-го века.
А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов сумели по-новому показать красоту и лиризм русского пейзажа, заставили современников по-другому взглянуть на родную природу, деревенский пейзаж. На вторую половину 19-го века приходится расцвет творчества И.И. Левитана, мастера русского пейзажа, создавшего многие свои талантливые работы в окрестностях маленького русского городка Плесс.
Многие картины русских художников - пейзажистов при их жизни попали в собрание П.М.Третьякова, ставшее всемирно известным музеем русской живописи. В 1898 году в Михайловском дворце, в Петербурге, был открыт Русский музей. Он включил в себя произведения многих русских художников-пейзажистов из Академии художеств и ряда императорских дворцов. Создание этих двух музеев мирового значения, вобравших в себя лучшие живописные шедевры, достойным образом увенчало неповторимые достижения русской живописи 19-го века.